Группа раннего возраста: "Капельки"

2—3 года

Педагоги группы


Особенности занятий в группе

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на
протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.
✓ Совместная деятельность педагога с детьми.
✓ Образовательная деятельность в режимных моментах.
✓ Самостоятельная деятельность детей.
✓ Организованная образовательная деятельность.
Главная особенность организованной образовательной деятельности детьми
раннего возраста
заключается в том, что при организации взаимодействия
педагога с детьми должна стать интересная для детей, специально организованная
воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая
стимулирование активности каждого ребенка, формирование определенных
знаний, умений и навыков, желание действовать, общаться, играть.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего
возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).
Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего
возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития
ребёнка, способствующего формированию первоначального социального опыта
на основе удовлетворения жизненных потребностей.
В качестве основного принципа дошкольного образования стандарт
выдвигает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)
детского развития». П.1.4 1)
 Кроме того, в тексте стандарта говорится, что реализация Программы должна
осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры…». П. 1.2 4)
Т.е. ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до
3 лет является предметно-игровая деятельность. Из этого следует, что с
маленькими детьми нельзя проводить таких занятий, когда воспитатель что-то
объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только
неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную
активность детей.
Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых
усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в
практической деятельности.
Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть
реализовано при помощи следующих видов игр, которые мы используем для
организации совместной деятельности детей с педагогом либо самостоятельной
деятельности малышей.
- дидактические игры;
- сюжетно – отобразительные игры;
- подвижные игры;
- словесные игры:
- пальчиковые игры;
- музыкальные игры;
- конструктивные игры и др.
Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5
образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами
Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении,
игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах
развития ребенка).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами
деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
  Предметная деятельность и игры с составными и динамическими
игрушками.
Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими
игрушками является основной в формировании познавательной активности, в
развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
 К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные
шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные),
конструкторы (крупные), и др.
 К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные
игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения:
кручение, кувыркание, вращение.
 В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка
(особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и
поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий.
Таким образом, происходит усвоение способов действий.
Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать
активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками,
умение использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.
В предметно – игровой деятельности показываем детям правильные
способы действий, поддерживаем познавательную активность,
заинтересованность, побуждаем к самостоятельности.
 Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.).
Знакомство со свойствами предметов происходит в практической
исследовательской деятельности методом проб. В ходе экспериментирования
педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим
свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы
действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного
исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в
действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о
правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не
брать их в рот).
Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из
окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в
процессе экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными
дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах
деятельности.
Общение со взрослым.
Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма
воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка:
эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики,
жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом
для подражания. Для развития общения используем вопросы, словесные
поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные
игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.
Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.
Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в
игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую
деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетноотобразительные, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с
дидактическим материалом.
Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со
сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе
игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.
 Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.).
Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности
формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием
является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо
деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо
эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметамиорудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.
Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и
правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.
6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок.
Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций,
направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в
восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение,
рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и
игрушек.
Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию
песенки, потешки, сказки и рассказы;
— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения
культуры и искусства.
Двигательная активность.
Помимо организации подвижных игр и упражнений педагогом должны
быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной
активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду
игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным
инвентарем и оборудованием.
Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.
Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми
раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно
сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления
у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.
Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного
процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей
предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных
принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов
детства, конкретно – раннего возраста.

Обучающая программа

Образовательная программа дошкольного образования

Новости и события

Все новости и события

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie