"Учим звуки и буквы"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Учим звуки и буквы» (далее -
Программа) направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста
(5-6 лет), предназначена для обучения дошкольников грамоте и
профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем.
Актуальность Программы обусловлена тем, что для овладения
грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и
произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но и, самое
главное, имел четкое представление о звуковом составе языка и умел бы
анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко
отделять его от рядом стоящих, знать из каких звуков состоит слово, то
есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей
предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Обучение грамоте - это целенаправленный, систематический процесс
по подготовке к овладению письмом и чтением. Неправильный подход к
обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам
обучения. Обучение грамоте в дошкольном возрасте является
пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребенку избежать
некоторых специфических ошибок в школе.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том,
что развитие речи реализуется через игровую деятельность. Все занятия
носят игровой характер, насыщены развивающими игровыми
упражнениями. На занятиях также применяются здоровьесберегающие
технологии: развитие общей и мелкой моторики, артикуляционные
упражнения, дыхательная гимнастика.
Программа содействует не только речевому развитию, но и
познавательному развитию обучающихся, стимулирует развитие
внимания, памяти, мышления.
Для составления Программы была изучена парциальная
образовательная программа Колесниковой Е.В. «От звука к букве.
Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте». Содержание данной программы представляет одно из
направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не
только решение речевых задач, но и формирование любознательности,
познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности. Также она
предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на
одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи -
фонетические, лексические, грамматические и на их основе - развитие
связной речи.
Отличительная особенность Программы заключается в том, что
методика реализации Программы способствует развитию у детей
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
сформированность звуковой стороны речи - владение правильным,
четким произношением звуков всех фонематических групп;
сформированность фонематических процессов - умение слышать,
различать и дифференцировать звуки родного языка;
готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу - умение выделять
начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков;
анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний
согласный звук в слове; знакомство детей с терминами «звук»,
«слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые,
мягкие, глухие, звонкие.
Адресат Программы: Программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Программа занятий
"ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ".pdf
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника